"...огромное небо-одно на двоих..."

вспомним о трагедии 12 февраля 1962 года...

В преддверии празднования Дня защитника Отечества вспомним имена летчиков, для которых небо Новой Усмани стало, как в песне, «…одним на двоих…».

Мы писали о трагедии, которая разыгралась в небе над Новой Усманью в феврале 1962 года. Многие жители помнят, как над селом начал резко снижаться самолет, из двигателей которого валил черный дым. Наверное, летчики могли покинуть горящую машину, но приняли другое решение: «…дотянем до леса-решили друзья…». Мгновение-и в районе современного микрорайона Поле чудес прозвучал взрыв, задрожали стекла в домах, воздушной волной сбросило автомобиль с дороги. В радиусе до километра-обломки самолета и тела погибших членов экипажа ЯК25-М.

Кто пилотировал самолет?

Командир экипажа летчик-испытатель, полковник Владимир Яковлевич Ларионов, 1923 года рождения (село Фофаново Озерского района Московской области).

В 1941 году мобилизован в Красную Армию, зачислен курсантом летной школы. Позднее-Качинское летное военное училище, по окончании которого оставлен в училище инструктором.

Владимир Яковлевич заканчивает школу летчиков-испытателей и в 1953 году приходит на должность летчика-испытателя Воронежского авиационного завода.

Уже к этому году в списке освоенных самолетов-УТ-2, практически все Яки-от Як-3 до Як-18, машины Лавочкина, Миги…

В Воронеже список пополнят Ил-28, Ту-16, Ан-10, Ан-12. Отдельная строка-работа по освоению системы заправки Ту-16 в воздухе.

В Советском Союзе труд Владимира Яковлевича Ларионова был отмечен медалью «За боевые заслуги». К моменту трагедии в небе над Новой Усманью общий налет превысил две с половиной тысячи часов…

Из воспоминаний вдовы летчика, Розы Мухамедовны Ларионовой: «Укладываю младшую дочь Ирину в кроватку, а она все не засыпает. И вдруг что-то толкнуло меня к окну. В небо взлетал самолет и будто острой иглой кольнуло сердце дурное предчувствие».

И еще: «Володя Ларионов был душой нашего летного коллектива. Всегда жизнерадостный, несмотря на высокий рост и плотное телосложение, был очень энергичным. Любил коллектив. Любил веселую компанию. В свободные от полетов и занятий дни, бывало, спрашивал у Вобликова: «Сир, может быть, устроим праздник?» Так вспоминал о  Ларионове коллега, Н.И. Иркутский.

Космонавт В.А. Шаталов так отзывался о своем инструкторе: «Он мне небо открыл…».

Разделил со своей страной непростую судьбу и штурман самолета Иван Сергеевич Лукашев, 1922 года рождения (село Крутояровка Полтавской области). В 1929 году вместе с родителями переехал в Воронежскую область. В декабре 1940 года Ивана призывают в Красную Армию, направляют в Олсуфьевскую военно-авиационную школу стрелков-бомбардиров. В 1942 году получил специальность стрелка-радиста, командование направило его в 13-й бомбардировочный авиаполк (БАП) 321-й бомбардировочной авиадивизии (БАД). В составе этого войскового подразделения Иван Сергеевич Лукашев встретит Победу 1945 года.

Великую Отечественную старший сержант Лукашев завершил с орденом «Красной Звезды» на груди. 

В мирной жизни пришлось начинать все сначала-на Воронежском авиационном заводе получает специальность шлифовщика и только через год – он стрелок-радист, бортрадист и, наконец, штурман-испытатель.

Штурман-испытатель Лукашев освоил всю линейку самолетов, которые сходили со стапелей авиационного - Ил-12 и Ил-28, Ту-16 и Ан-10…

Из воспоминаний вдовы летчика, Лоры Ивановны Лукашевой: «Снег уже сошел (речь идет о событиях спустя 2 недели после трагедии 12 февраля 1962 года), и мы бродили по слякоти. Я присела и в одной из грязных луж увидела что-то блестящее. Протягиваю руки, поднимаю, а это часы моего мужа. Они остановились, показывая точное время взрыва-12.33».

Имена В.Я. Ларионова и И.С. Лукашева, наряду с именами А.Ф. Авдеева, погибшего в небе над Новой Усманью 10 августа 1942 года, именами Героев Советского Союза Ф.И. Садчикова, П.В. Есипова, выполнявших задачи в небе на фронтах Великой Отечественной войны, как и имена всех воинов, сражавшихся за Отечество, навсегда с нами…

Владимир Яковлевич Ларионов

Иван Сергеевич Лукашев.