Память сердца

Золотарёва София Николаевна.

Чекунова Надежда Александровна.

Воронежская область.

 

Память сердца.

Педагог Новоусманского лицея, ныне находящаяся на заслуженном отдыхе, София Николаевна Золотарёва, написала о своём отце, которого до сих пор помнят многие жители села Новая Усмань:

«Совсем скоро будем отмечать 75 лет Великой победы. Читая различные газеты, часто удивляюсь и возмущаюсь, как люди, далёкие и не очень от истории сводят на нет величие подвига народа и борьбе за свободу, за Родину.

Хочу рассказать о своём отце - Николае Александровиче Беляеве (29. 05. 1908. – 29.04.1988). Он был врачом, прошёл путь от Москвы до Кенигсберга.

«Вставай страна огромная» - эти мужественные слова прозвучали в эфире и в сердце каждого советского человека в первые дни войны. Великая Отечественная война коснулась каждой семьи, каждого человека, наполнив жизнь беспримерным мужеством и волей к победе. В первый её день получил из военкомата повестку и мой отец - главный врач районной больницы. Он был призван Новоусманским РВК в ряды Красной Армии 23 июня 1941 года в звании военврача 3-го ранга. Путь к месту назначения лежал через эпицентр самых ожесточённых боёв на московском направлении, так что приходилось на ходу вписываться в хаотичный ритм первых дней войны, где царили неразбериха и путаница. Потери личного состава были огромны, необходимо было срочно разворачивать военно-медицинские пункты экстренной помощи, оперировать и оказывать всё необходимое раненым. А серьёзного опыта, преемственности и традиций военной медицины ещё не было. Папа попал сразу в самую гущу боёв. До июля он не мог даже определиться в свою часть, так как включился в операционную работу сразу с поезда. В июле 1941 года прибыл к месту назначения и был зачислен ординатором хирургического отделения 112-го войскового подвижного госпиталя первой линии в составе 43-й Армии Западного фронта, который противостоял немецким войскам группы армий «Центр» на главном оборонительном рубеже под Москвой. До декабря 1941 года 43-я Армия вела тяжёлые оборонительные бои в районе Ельни, Смоленска, на Можайском рубеже. В декабре 1941 года произошёл резкий перелом, который позволил силами Западного фронта при поддержке Калининского фронта нанести тяжёлое поражение немецким войскам, отбросить их от Москвы и перейти в контрнаступление.

         Потом были Великие Луки, которые папа называл Великие Муки, Ржев…  Сменился номер госпиталя, название фронта. Госпиталь 2235, 1 – й Прибалтийский фронт. И везде начальник хирургического отделения полевого подвижного госпиталя. 1943 – 1944гг. – участие в Белорусской наступательной операции на Витебском направлении, боях за освобождение Польши и Прибалтики. Когда освобождали Прибалтику и Польшу, папа видел ужасы концлагеря: в сараях лежали горы смерзшихся детских трупиков, мешки с волосами, видел поделки из человеческой кожи… Это страшно.

В 1945 году был ранен при битве за Кёнигсберг. День Победы Н. А. Беляев встретил в полевом госпитале под Кёнигсбергом.

Он не любил рассказывать о войне, ни разу не выступал перед школьниками, хотя я его упрашивала. Но иногда он вспоминал: «Для нас медиков главным оружием был, конечно, скальпель. Хотя приходилось и браться за автомат…Никто не считался со временем. Оперировали круглые сутки».

 В том же суровом 1941 году под Москвой Николай Александрович оперировал практически беспрерывно. Бои там были очень жестокие. С большой теплотой отзывался о Панфилове и Панфиловцах, которые, по его словам, вместе с сибиряками отстояли Москву. Очень обидно сейчас читать, что Панфиловцы никакие не герои… не знаю, почему люди стараются замарать историю. Папа также всегда тепло вспоминал о людях, которые переживали все ужасы войны рядом с ним, рассказывал, как заботились о хирургах, которые не могли отойти от раненых. Были случаи, когда санитары ползали зимой к убитым на передовой лошадям за кониной и готовили для врачей и раненых обед, если кухня запаздывала.

За время службы в действующей армии папа внёс свой вклад в развитие военно-медицинской науки как основы практического здравоохранения. Большое количество собственноручно выполненных фотоснимков различных хирургических случаев и их описание были переданы для изучения в медицинские научно – исследовательские учреждения страны и опубликованы в таком фундаментальном труде, как «Опыт Советской медицины в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг». Этот уникальны й опыт по возвращению в строй больных и раненых приобрёл огромное значение.

В июле 1945 года папа приехал в отпуск по ранению и вскоре был уволен в запас. Мы вернулись из эвакуации в Новую Усмань в октябре 1945 года. В течении двух послевоенных лет отец был единственным врачом в Новой Усмани по всем специальностям, включая и скорую помощь.

Как свидетельство мужества и самоотверженности – ратные награды хирурга: За участие в контрнаступлении под Москвой и Ржевско – Вяземской наступательной операции награждён орденом Красной Звезды (Фронтовой приказ войскам Западного Фронта № 406 от 23. 04. 1942), читаю наградной лист за орден Отечественной войны 2-ой степени: «За время боевых действий в госпитале лично сам т. Беляев пропустил 3388 человек». 31 августа 1944 года награждён орденом Отечественной Войны 2-ой степени (Приказ войскам 43-й Армии 1-го Прибалтийского Фронта от 31. 08. 1944). Награждён медалями: «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией». После войны был награждён юбилейными медалями и вторым орденом Отечественной войны 2-ой степени.

Николая Беляева нет, но до сих пор многие жители района вспоминают о нём, как об очень добром, мудром докторе и человеке.

Образ этого Человека, военврача, Беляева Николая Александровича, вернувшего в строй многих и многих бойцов, навсегда останется олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности.

В экспозиции «Новоусманцы на защите Отечества» Новоусманского районного краеведческого музея размещены фотографии и документы, рассказывающие о пройденном военном пути Николая Александровича Беляева.