«Все, ребята, отступать поздно…»
Крепости… Большие и не очень, известные и малознакомые. Да, впрочем, были ли крепости малыми в годы войны? Для тех, кто пережил и кто остался там навсегда, каждая крепость – Брестская.
Сегодня, в день 79 годовщины освобождения Воронежа, вспомним 1 день войны. 09 февраля 1943 года. Харьковская область, деревня Мало-Морозовка, Балаклейский район.
На границе села появились немецкие части, наше командование принимает решение покинуть село.
У внезапно замолчавшего мотора машины с рацией – группа из 4 человек. Это служба военно-наблюдательного оповещения связи. В составе группы: радист Попов Виктор Ермолаевич (уроженец г. Севастополь), Губин Василий Иванович (уроженец Куйбышевской области) и две девочки - Евдокия Потапова (уроженка села Бабяково Новоусманского района) и Полина Трубчанинова (уроженка села Новая Усмань Новоусманского района). Девочкам 20 и 21 год соответственно.
С мотором возились долго. Когда во дворе за сараем стали рваться мины и раздались автоматные очереди, стало понятно, «…отступать поздно…».
4 человека укрылись за машиной, девушки также взяли карабины на изготовку. Схватка была короткой, вскоре погиб сержант Губин. Радист принимает решение: «всем в машину!». В ответ на предложение фашистов сдаться и выйти из машины, слышны были только выстрелы. Машина, ставшая крепостью, была облита бензином, машину подожгли.
Как вспоминает жительница Мало-Морозовки, Ганна Акимовна Мараховская, свидетельница этой трагедии, из машины раздался звонкий девичий голосок:
- Ой, мамочка родненькая, прощай!
Из машины еще слышались голоса, но вскоре рев пламени заглушил все звуки…
Спустя несколько часов в село вернулись части нашей армии. Около сгоревшей машины, плотно обступив ее, стояли солдаты 6-ой стрелковой дивизии. Кто-то очень бережно поднял самый маленький обгоревший труп, и на снег упала длинная обугленная девичья коса…
-Дуся Потапова…прошелестели голоса.
Все знали эту красивую черноглазую девушку с длинными черными косами. Рядом лежал труп Полины Трубчаниновой. Ее узнали по маленьким, чудом оставшимся валенкам. Труп радиста лежал в обнимку с обгоревшим карабином…
Похоронили всех четверых с воинскими почестями здесь же, в селе Мало-Морозовка.
Интересно, что воспоминания Ганны Акимовны сохранила для нас еще одна жительница нашего села, участница Великой Отечественной войны, Екатерина Ивановна Морозова. Екатерина знала девушек, с Полиной они выросли вместе, на одной улице. И в Мало-Морозовке радистка Катя была в те же роковые часы одного военного февральского дня 1943 года...
Вот такая крепость. Крепость-машина. Крепость духа…