Дорогие друзья, как вы думаете, рождение новых выставок – это процесс технический или творческий? В нашем случае, мы уверены, обновление экспозиционных площадей – дело сложное, которому предшествовал мучительный ремонт, приобретение нового оборудования и, наконец - творческое созидание, оформление новых витрин! Мы делаем первые шаги, работа кипит, до рассказа экскурсовода еще далеко – это видно по маленькому фрагменту нашего зала – но мы готовы рассказывать о всех этапах рождения нового зала, посвященного подвигу наших земляков в годы Великой Отечественной войны.
Итак, сюжет первый. Одна из историй – история, посвященная судьбам девушек, принявших на свои плечи тяжкое бремя войны. Мы предварили рассказ прекрасными строками Юлии Друниной:
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы — девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты —
То юность моя в огне…
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
И в центре экспозиции – фотографии 2 девушек, Евдокии Потаповой (уроженки села Бабяково Новоусманского района) и Полины Трубчаниновой (уроженки села Новая Усмань Новоусманского района). Девочкам на фото 20 и 21 год соответственно. Мы уже писали о событиях 9 февраля 1943 года в деревне Мало-Морозовка Харьковской области.
Давайте еще раз вспомним эту историю…
09 февраля 1943 года на окраине Мало-Морозовки появились немецкие части, наше командование принимает решение покинуть село.
У внезапно замолчавшего мотора машины с рацией – группа из 4 человек. Это служба военно-наблюдательного оповещения связи. Назовем их имена: радист Попов Виктор Ермолаевич, Губин Василий Иванович, Евдокия Потапова и Полина Трубчанинова.
Мотор не реагирует на попытки реанимировать его, когда во дворе за сараем стали рваться мины и раздались автоматные очереди, стало понятно, «…отступать поздно…».
4 человека укрылись за машиной, девушки также взяли карабины на изготовку. Схватка была короткой, вскоре погиб сержант Губин. Радист принимает решение: «Всем в машину!». Выстрелы все реже, фашисты, все ближе… Спустя короткое время на машину плеснули бензином и подожгли…
Местная жительница, Ганна Акимовна Мараховская, свидетельница этой трагедии, позднее рассказывала: «… последнее, что мы услышали, как из горящей машины раздался звонкий девичий голосок: «Ой, мамочка родненькая, прощай!»
Еще слышались голоса, но вскоре рев пламени заглушил все звуки…
Спустя несколько часов в село вернулись части нашей армии. Около сгоревшей машины, плотно обступив ее, стояли солдаты 6-ой стрелковой дивизии. Кто-то очень бережно поднял самый маленький обгоревший труп, и на снег упала длинная обугленная девичья коса…
-Дуся Потапова…прошелестели голоса.
Все знали эту красивую черноглазую девушку с длинными черными косами. Рядом лежал труп Полины Трубчаниновой. Ее узнали по маленьким, чудом сохранившимся валенкам. Труп радиста лежал в обнимку с обгоревшим карабином…
Похоронили всех четверых с воинскими почестями здесь же, в селе Мало-Морозовка.
… помолчим все вместе, помянем Евдокию и Полину и всех, кто в нашей памяти навсегда...